Пресс-ВолгаПресс-Волга
Пресс-Волга
Читайте также...
24 октября 2018, 19:42
В Тольятти открывается фотовыставка «Моя семья»

27 сентября 2018, 21:07
Дыхание оперившихся. Просьба о свободе

25 сентября 2018, 14:16
Радиации на «Фосфоре» не обнаружили
Замеры радиационного фона на территории ОАО «Фосфор»

15 сентября 2018, 13:56
Вопрос юристу по гражданскому делу об обязанности оплаты долга заемщика по договору поручительства

15 сентября 2018, 13:54
3 лучших соцсети для изучения английского

3 июля 2018, 15:48
Июль: эмоции от футбола и два затмения

25 июня 2018, 15:43
Школьники Тольятти познакомились с культурой Азербайджана

25 июня 2018, 14:53
Жара: медики напоминают о важности соблюдения питьевого режима

25 июня 2018, 14:07
Итальянские благотворители подарили Тольятти редкие книги

15 июня 2018, 12:07
Оригинальные проекты компании «Профлаг»

13 сентября 2007, 01:12

Суть лжереформы

 
Сергей И. ДАВЫДОВ, «ДЕЙСТВИТЕЛЬНО! В Тольятти»
ПРЕСС-ВОЛГА
 

Прошедшее 28 августа пленарное заседание учительского форума оставило больше вопросов, чем ответов. Ситуация в образовании области сложилась очень интересная. Изменения, которые называли реформой Титова — Когана, сегодня продолжают реализовываться, что называется, тихой сапой. Той помпезности, которая сопровождала их несколько лет назад, уже не наблюдается. Не удивительно — господина Когана в министерстве образования нет уже давно, а теперь и Титов исчез с губернского Олимпа. Так что же происходит и чего следует ожидать? Паровоз катится по инерции или процесс двигают другие силы, не явные, но влиятельные настолько, что смена кабинетных фигур им не помеха? Напомним коротко, в чем же заключалась пресловутая реформа.

Стратегия основывалась на подмене педагогических целей рыночными. Похоже, схема обкатывалась не везде, а лишь в избранных регионах, там, где руководство было особо «либерализовано». Общее образование стали заставлять «зарабатывать» деньги. Где экономя бюджетные, где изымая родительские «относительно честными способами», почти по Остапу Бендеру. (Это и благотворительно-обязательные поборы, и оплата бестолковых охранных услуг, которые к охране детей никакого отношения не имели, и появление в школах дополнительных платных услуг, и многое-многое другое.)

Разумеется, открыто говорить о подмене не решались. Напрямую ориентировали на «заработки» лишь директоров школ, возмущенным предлагалось покинуть посты как неспособным к руководству в новых условиях. Чтобы не напугать родителей раньше времени, наши управленцы придумывали малоубедительные обоснования реформ и пели песни о том, что все хорошее стоит денег и во всем мире за образование платят. Делали это госчиновники тогда, когда конституция государства, которое они представляли, гарантировала бесплатное образование! Конечно, ни один настоящий педагог старой школы на такую беспринципность был не способен, понадобились новые люди в управлении образованием. Так появились те, кто не имел к педагогике никакого отношения.

Самая экономная экономия

Вернемся к экономии средств бюджетных. Под видом того, что в селах области учится мало учеников и от этого они дорого обходятся, многие школы стали закрывать, а детей возить в укрупненные. Появилась программа по обеспечению школьными автобусами, на кредитные деньги Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Для «удобства» школы делили на ступени 5-9 и 10-11 классов. Заметьте, для обеспечения экономии взяли немалый кредит, а ресурсов для внедрения новшеств в областном бюджете нет. Запланированный парк в 550 автобусов требует затрат на эксплуатацию, плюс к тому до 2010 года нужно будет около 200 автобусов заменить. На сельских зимних дорогах у нас транспорт долго не живет. В обозримом будущем — только расходы и новые кредиты. Странная какая-то экономия.

И этот сельский опыт вдруг в 2003 году решают внедрять в Тольятти, разделяя школы на начальную среднюю и старшую возрастные ступени. Основания — все та же экономия и невнятные доводы об учете специфических возрастных особенностей.  Педагогическое обоснование реформ не проводится. Тогда у директора городского департамента Елены Ереминой быстро и сразу ничего не вышло. Поднялись родители, республиканское Министерство образования от эксперимента открестилось, дескать, это все региональные затеи, сами с ними разбирайтесь. Ефим Коган, возглавлявший департамент образования и науки, на возмущение родителей отвечал, что все запланированное будет выполнено. Начинаются письма и думские слушания, для родителей создают городское родительское собрание, их усыпляют разговорами о профильной и предпрофильной подготовке. Ситуацию грамотно переводят в болтологию, пик общественного возмущения проходит. В соответствии с оплаченным проектом на ежегодных педсоветах ведутся разговоры об ориентации образования на потребности рынка труда и переориентации его на рабочие профессии. Позднее появляется национальный проект «Образование». В городе по-прежнему втихую разрушают школы.

С нашими модернизаторами все понятно, оплачено — выполняем! Но что же сегодня представляет собой «рыночная школа»? Насколько оправданна стратегия ее строительства? Может, именно она и нужна стране побеждающего капитализма? Посмотрим, как обстоят дела с образованием на витрине капиталистического мира. Эксперты, анализируя развитие и американской, и европейской педагогики, отмечают попытки вывести национальные школы из-под законов рынка. Конечно, глобализация требует унификации образовательных систем и разрушения любых национальных структур, но уже приходит понимание, что итогом стала профанация процесса обучения и потеряно качество подготовки самого главного компонента образования — человека. А поскольку качество любой системы складывается из качеств составляющих ее членов, рынок в образовании способствует уничтожению общества, от которого сам же и зависит.

Педсовет

После такого вывода дальнейшее знакомство с предметом представляется бесполезным. Ведь если направление движения выбрано неправильно, быстро ты двигаешься или медленно, значения уже не имеет. Но раз мы обещали, коротко об учительской конференции. В городе теперь существуют две руководящие образовательные структуры — департамент образования Елены Ереминой и тольяттинское управление министерства образования Павла Шендерея. Они поделили между собой обязанности и полномочия, но насколько такая ситуация полезна для работы, объяснять не надо. Всем известна поговорка про двух хозяек на одной кухне. Тем более что и задачи образования руководители этих двух структур понимают по-разному. Очень весело было слышать, как в своем докладе Павел Шендерей, ссылаясь на нацпроект «Образование», на первое место поставил «повышение уровня воспитательной работы в школах» и доплату за классное руководство, а Елена Еремина самым важным считает «развитие городской системы образования», что можно понимать как угодно. Елена Ивановна всегда крайне редко вспоминала о воспитательной роли школы. Лет пять назад педагогам сверху насаждалась мысль, что воспитание вообще не является функцией школы, в отличие от продажи образовательных услуг. Но поскольку заменить всех педагогов на торгашей и экономистов оказалось нереально, эта славная мысль не прижилась.

А вот слышать от обоих руководителей традиционную хвалу ЕГЭ было уже не так весело. Раньше ЕГЭ критиковала часть общества, думавшая чуть дальше поступления дитяти в вуз и получения им дипломных корочек. Да еще академики и ректоры, которым думать по природе своей положено. Первых всегда немного, а вторые больно сложно изъясняются. Большинству хватало убедительнейшего довода в пользу ЕГЭ — сдавать один экзамен всегда легче, чем два. То, что процесс получения образования и подготовка к сдаче тестов по сути два разных явления, большинство волновало мало. Что с того, что балбес ничего не знает, зато диплом будет! Но теперь-то ситуация изменилась. ЕГЭ не решил ни одну из поставленных перед ним задач, провал эксперимента очевиден на самом верху. Уже сам председатель Совета Федерации Сергей Миронов открыто говорит, что «от ЕГЭ надо отказываться, пока еще не разрушена российская система образования». В такой ситуации просто необходимо что-то делать. Чиновники же от образования делают вид, что ничего не происходит.

О банковских кредитах и кредите доверия

А может, причина в том, что по-разному мы смотрим на вещи? Например, говорит Павел Шендерей о том, как замечательно, что в этом году «все образовательные учреждения Тольятти были подключены к Интернету», а нас это совсем не радует. Ну никак. Не количество информации влияет на качество образования, а способность эту информацию обрабатывать. Кстати, сайт городского департамента образования не обновлялся, наверное, с год, вот вам и показатель «востребованности» информатизации. Можно вспомнить и то, как Елена Еремина в своем докладе проявляла заботу о здоровье детей. Если перевести все эти «здоровьесберегающие технологии» на человеческий язык, говорила она о том, что кушать в школе для учеников полезно. И надо увеличивать количество питающихся. Вот только забыла упомянуть, что не нравится родителям, как кормят в школах детей комбинаты школьного питания. А вывернуться из-под их заботы удается далеко не многим. Так что трудно нам понять наших чиновников, рады бы мы им верить, но мешает многое.

Верить Елене Ереминой мы не будем однозначно. И вот почему. В мае 2004 года в городской думе, выступая перед сотней родителей Тольятти, она как директор департамента образования заявила, что разделение школ на возрастные ступени лишь часть научного проекта и «никто школы делить не собирается». Эти слова подтвердила ее заместитель Лариса Загребова (теперь руководитель департамента социальной поддержки), да еще посетовала, что родители трудные и не понимают разницы между научным изысканием и руководством к действию.

А на пленарном заседании 2007 года Елена Еремина уже отчитывается, как успешно она оптимизирует школы города. Причем, заботясь исключительно о «потребностях населения», а вовсе не о выполнении одного из условий, под которые брали 16,8 миллиона долларов у Всемирного банка. То, что население города требовало оставить школы в покое и не лезть в них с «реструктуризацией», Елена Ивановна забыла, как, впрочем, и свои обещания родителям. Во всем мире должностные лица, обманувшие доверие граждан, сами покидают свои посты, но только не у нас. Нашим в этом нужно активно помогать.

 




На главную/ Общество  / Суть лжереформы

Copyright © 2005—2007 ЗАО «Пресс-Волга»
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пресс-Волгу» обязательна.
Телефон редакции: 8 (927) 768-28-44. E-mail: .
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.