Алкогольный синдром

По словам экспертов, сейчас наблюдается шестая волна госмонополизации алкоголя. Так, в конце ноября на рассмотрение нижней палаты Госдумы РФ был вынесен законопроект, который допускал возможность создания государственных компаний на территории регионов для контроля над продажами алкогольной продукции. Тогдашняя Дума его рассмотреть не успела. Станет ли только-только устаканившийся рынок алкоголя государственным? Или введение новых актов —  популистские меры?

По мнению директора ООО «Жигулевский водочный завод» Владимира Корнева, на всём протяжении развития рынка алкогольной продукции в России идеальной модели монополии не было никогда, но как только водка вырывалась из-под контроля государства, неизбежно наступали политические смуты. Поэтому на фоне усиления политической монополии в нашей стране имеют место быть и слухи об алкогольной госмонополии.

Естественно, крупные участники рынка в подобной ситуации выстоят. Об этом свидетельствуют льготы для оптовых продавцов алкоголя и импортёров «благородных» напитков. Но что произойдёт с мелкими частными организациями и производителями? Не получится ли так, что государственные фирмы вытеснят их с рынка? И как будет происходить процесс огосударствления? На эти вопросы пока нет ответов.

Комментарии. Пётр Пак, директор ООО «Винзавод «Тольяттинский»:

 — С точки зрения государства, мотивация принятия этого закона понятна. Очевидно, его инициаторы добиваются укрупнения розничной отрасли, более прозрачных условий работы, более тщательного отслеживания качества и лучшего сбора налогов. С точки зрения небольших производственных предприятий, работающих в регионах, ситуация видится иной. Разорятся небольшие магазины, работающие по принципу «рядом с домом», ведь 70-80% выручки таких магазинов приходится на алкогольную продукцию. Населению придётся покупать продукты питания, в том числе и алкоголь, в крупных супермаркетах. А качество продаваемых там продуктов оставляет желать лучшего, потому что любая федеральная сеть магазинов продаёт товары с наибольшей для себя выгодой. Выгода же извлекается зачастую из получения «входных бонусов» (каждый производитель платит, чтобы его товар появился на полах супермаркета, а потом отрабатывает бонусы в течение 6-9 месяцев). Мелкий местный производитель (молока ли, колбасы или водки – неважно) не в состоянии будет осилить эти бонусы. Казалось бы, ничего страшного — идёт обычная конкуренция. На деле же будет получаться, что каждый крупный производитель, находящийся на расстоянии более 100-150 км от супермаркета, вынужден будет добавлять в свою продукцию консерванты, заменителя вкуса и запаха. То есть удешевлять, дабы покрыть высокие издержки на транспортировку, хранение и т.д. Вся эта «химия» очень вредна для здоровья. Но её вынуждены будут покупать, потому что, во-первых, другого не будет, а во-вторых, в рекламе этих брэндов используются последние достижения психиатрии, позволяющие добиваться почти 100% воздействия на сознание человека. Вывод — введение государственной монополии приведёт к комплексным отрицательным последствиям. При этом непременно возникнет рынок теневой продажи «левого» алкоголя, с самыми печальными последствиями для потребителей такой «продукции». В новых условиях наш завод вынужден будет конкурировать на федеральном уровне. Благодаря своему постоянному высокому качеству (за которое нас и ценят покупатели), продукция «Винзавода «Тольяттинский» позволяет это делать. Ведь при производстве мы используем сырьё лучших «классических» поставщиков. Для наших коньяков — французские коньячные спирты, для вин — продукцию ЮАР, Чили, Португалии, Аргентины, Франции. А вот некоторым нашим конкурентам придётся несладко…