Нескучная книга

Пресс-Волга уже не раз обращалась к теме истории АВТОВАЗа. На этот раз поводом служит выход из печати новой книги Александра Степанова.  

«Нескучная книга» содержит материалы авторской лекции о корпоративной истории главного автомобильного завода России. Собственно это популярный очерк об особенностях и основных этапах становления и развития Волжского автомобильного завода. В книге много иллюстраций, хронологических таблиц и фотографий. А еще здесь есть авторская позиция исследователя и историка, который провел множество часов в архивах, за письменным столом и компьютером исследуя документы и расшифровывая диктофонные записи интервью с ветеранами ВАЗа и другими современниками событий непростой, вазовской истории. 

Сегодня, кажется, что АВТОВАЗ был всегда. День за днем,  по утрам,  вереница автобусов и троллейбусов отправлялась к южным и северным проходным завода. Люди исчезали на вставках, чтобы вечером вернутся в свои спальные районы нового города и хрущевки старого. Но до сентября 1966 года на месте будущего автозавода простирались бескрайние хлебные нивы у деревни Русская Борковка. Эта книга о тех, кто приехал строить автозавод и остался на нем работать.  

Еще эта книга о нашем государстве. Сначала о государстве рабочих и крестьян, партийной бюрократии и советской номенклатуры. Затем о государстве, которое занялось реставрацией капитализма и ожиданием «чуда свободного рынка». О государстве, где появились олигархи и бандиты, зато исчезли рабочие места, заводы, колхозы и фермы. О государстве, которое практически бросило на произвол судьбы свою промышленность, науку и  сельское хозяйство. 

 Эта книга о министерских интригах и политических решениях, которые не раз ставили автозавод на грань катастрофы.  

Еще эта книга об удивительных чертах вазовского характера, предприимчивости, смекалке, оптимизме и умении сотрудничать, договариваться, учиться самим и обучать других.  

Александр Степанов в этой книге пытается найти ответы на больные для каждого вазовца вопросы: почему работников завода и покупателей не всегда удовлетворяет уровень автомобилей LADA; почему автостроение России существенно отстало от мирового уровня?  

Автор последовательно и искренне исповедует принципы: только сильная компания может себе позволить быть открытой и честной в отношении собственной истории; подлинная история– драматична, потому что развитие всегда идет через преодоление внутренних и внешних механизмов торможения; пафосная, отлакированная история – скучный пресс-релиз, вызывающий цинизм и общее недоверие; нельзя корректировать прошлое в сторону исключительного позитива; потому что обязательно найдется тот, кто скажет:«Вранье!», и расскажет, как было на само деле – тогда написанную парадную историю и искусственно выстроенный имидж компании можно смело выбрасывать на помойку».  

Книга адресована впервые поступившим на работу в ОАО «АВТОВАЗ» и массовому читателю, интересующемуся реальной историей легкового автомобилестроения России.      PS. Тираж этой книги опять традиционно небольшой – 500 экз!?   Может это связано с тем, что не прогнозируется большого приема на автозавод молодежи? Все только и говорят о сокращении. По мнению некоторых экспертов, «Нескучную книгу» надо перевести на французский язык, тогда новым вазовским управленцам из «Рено», было бы проще понять, что означает АВТОВАЗ для России и Тольятти.