Тархов готовит долги для будущих властей Самары

23 июля вновь не состоялся аукцион на финансирование дефицита бюджета г.о. Самара. Право дать мэрии 200 млн р. под 7,5 процентов годовых получил филиал «Саратовский» ОАО АКБ «Росбанк», как единственный заявитель. Между тем лимит на привлечение заемных средств в размере 2,5 млрд р. городская администрация практически исчерпала. Большая часть этих денег будет возвращена банкам уже после выборов главы областного центра.

23 июля желающих побороться за право предоставить кредитную линию на покрытие дефицита бюджета Самары, как и ожидалось, не нашлось. 200 млн р. под рекордно низкие стартовые — 7,5 процентов — мэрии займет филиал «Саратовский» ОАО АКБ «Росбанк». Эта организация профинансирует дефицит Самары во второй раз: на участие в аналогичных торгах 15 июня 2010 г. по такой же процентной ставке за пользование кредитом (7,5 процентов годовых) единственная заявка поступила также от Росбанка.

30 июля после завершения очередного аукциона городская администрация исчерпает согласованный в начале года лимит на привлечение заемных средств в размере 2,5 млрд р. При этом дефицит бюджета продолжит прогрессировать: в настоящий момент его значение выросло до 1,837 млрд р. Руководитель департамента финансов Дмитрий Войнич ранее пояснял, что дефицитный бюджет считается бюджетом развития и является дополнительным ресурсом для финансирования городских задач. При этом Войнич не уточнил перспективы такого весьма стимулирующего ресурса, как дефицит, а главное — способы его сокращения.

Мэр Самары Виктор Тархов в последнее время не раз заявлял о финансовой независимости Самары. Увы, но похоже, что эта кажущаяся автономность на самом деле является просто неспособностью привлекать деньги из бюджетов вышестоящего уровня, которую приходится компенсировать постоянным увеличением муниципального долга.

«Частое проведение аукционов не свидетельствует о росте дефицита бюджета, — утверждает руководитель управления информации и аналитики мэрии Андрей Имуков. — В целях экономии расходов бюджета г.о. Самара на обслуживание муниципального долга целесообразно осуществлять выборку кредитных ресурсов по более низкой процентной ставке и погашать кредиты, привлеченные по более высокой процентной ставке». Очевидно, что бюджетная политика Виктора Тархова мало отличается от стратегии его предшественника Георгия Лиманского. Последний, по заявлению Тархова, сделанному осенью 2006 г., оставил Самаре большие долги именно из-за перебора заемных средств. Судя по всему, действующий мэр перенял негативный опыт в полном объеме: расходы бюджета растут быстрее доходов, а исправлять положение если и пытаются, то весьма антисоциальным способом.

Об этом свидетельствуют составляющие доходной части бюджета на 2010 г. Доходы муниципалитета в большей степени формируются за счет увеличения поступления налогов на доходы физлиц (НДФЛ). Если данная составляющая увеличена на 6 процентов, то доходы от продажи и сдачи в аренду муниципального имущества, напротив, изменились в сторону уменьшения (собираемость упала на 0,3 и 0,1 процента соответственно). Отметим, что неналоговую составляющую может здорово поправить хотя бы эффективное распоряжение площадями МОУ и МДОУ при сдаче их в аренду.

Однако администрирование арендных платежей по неизвестным причинам проходит под вывеской коммерческой тайны, что противоречит законодательству РФ. Похоже, разница между рыночными и фактически прописанными в договоре аренды ставками идет далеко не на пользу бюджету. Ожидать открытия новых источников пополнения муниципальной казны в такой ситуации тем более не стоит.

Прогрессирующий дефицит бюджета позволяет говорить и о неуверенности Виктора Тархова в том, что ему удастся остаться на второй срок по итогам октябрьских выборов. Этим объясняется пассивность городских властей в плане повышения собираемости доходов. Набранные кредиты уже сейчас могут расходоваться на нужды предвыборной кампании и другие внебюджетные цели, в то время как большая часть заемных средств должна быть возвращена банкам в 2011 г. Таким образом, задача платить по долговым обязательствам муниципалитета с большей долей вероятности ляжет на плечи преемника Тархова.
    
Комментарии
Александр ОСИН, главный экономист УК «Финнам Менеджмент»

— Проблема заключается в больших сложностях, которые мэрия испытывает в пополнении доходной части бюджета. Из-за малоэффективной финансово-хозяйственной деятельности муниципалитет вынужден снижать ставки по заемным средствам, потому что у него просто нет другого выхода. Собираемость доходов можно повысить как за счет ужесточения налоговой политики, так и с помощью эффективного администрирования неналоговых поступлений. Плюс к этому должен развиваться сам город, чтобы у людей появлялась возможность больше зарабатывать и, соответственно, платить высокий НДФЛ. Способности мэрии варьировать бюджетный процесс, судя по всему, ограничены: для проведения преобразований не хватает политической воли либо экономической закалки.