Пресс-ВолгаПресс-Волга
Пресс-Волга
Читайте также...
5 декабря 2018, 11:25
В Самаре откроется выставка невероятных рекордов и фактов «Веришь или нет»

28 ноября 2018, 20:12Важно!
29 ноября: неблагоприятные метеоусловия

26 ноября 2018, 16:46
На дорогах Тольятти работает 39 единиц снегоуборочной техники

25 ноября 2018, 21:24
Бесславный уход в небытие — не приемлем! Документы проекта «ПОИСК»

25 ноября 2018, 21:11
Выявили лучших. Подведены итоги конкурса «Навстречу переменам»

24 октября 2018, 19:42
В Тольятти открывается фотовыставка «Моя семья»

27 сентября 2018, 21:07
Дыхание оперившихся. Просьба о свободе

25 сентября 2018, 14:16
Радиации на «Фосфоре» не обнаружили
Замеры радиационного фона на территории ОАО «Фосфор»

15 сентября 2018, 13:56
Вопрос юристу по гражданскому делу об обязанности оплаты долга заемщика по договору поручительства

15 сентября 2018, 13:54
3 лучших соцсети для изучения английского

25 декабря 2011, 15:04

Не стало Вадима Леванова

 
Валерий ШЕМЯКИН, издательство «Ника»
ПРЕСС-ВОЛГА
 

Вадим Леванов. Фото: Вячеслав Смирнов

Его называют основоположником тольяттинской школы драматургии. Он принимает это утверждение в штыки. «Школа предполагает наличие учителя, – говорит Вадим. – Я же никого не учил. Наше взаимодействие строилось на творческом общении…»
 
Вячеслав Дурненков, один из активных участников движения «Новая драма», оценивает роль Вадима в своем становлении эмоционально: «Это великий человек! Я бесконечно благодарен ему за то, что обрел профессию, увидел мир, кардинально изменил взгляд на многое…»
 
Так случилось, что общение стало для играющих на сцене молодых людей школой драматургии. Сработал принцип – сам сочинил, сам поставил, сам сыграл…
С этого «сам» начинался в юности путь Вадима к театру, страсть к лицедейству. Это совпало с театральным бумом, который наблюдался в Тольятти в конце 80-х – начале 90-х годов. Вадим был в числе тех, кто варился в котле студийно-театрального Тольятти.
 
Еще до окончания школы пошел работать монтировщиком декораций в театр кукол. Режиссером здесь тогда был Александр Розенгартен, человек одаренный, европейского уровня, как говорит Леванов. Вадим столкнулся эдесь с вольницей, присущей творческой богеме. Во время выездных спектаклей приходилось играть на турбазах, в пионерских лагерях, иногда какой-нибудь актер «бесследно терялся» в угаре развлечений, и Вадиму приходилось подменять пропавшего. Благо выездные спектакли часто шли под «фанеру» и надо было лишь «двигать» кукол… Конечно же, он не мог делать это тупо, механически, он играл, и хотя роль его была бессловесной, внутри себя произносил текст, и, как правило, интонации и смысл его собственного спектакля не всегда совпадали с тем, что слышали зрители…
 
Потом Самарский институт культуры и первые разочарования. Случилось это уже на излете советского строя – из них, молодых и ищущих, по-прежнему пытались делать идеологических работников, ему же хотелось писать, ставить и играть…
 
И тут возникло самое тяжелое испытание в его жизни – проблемы со здоровьем. Долго пытался восстановиться, но однажды понял, что на это может уйти вся жизнь – бесконечное лечение и ничего другого. Хватит, сказал себе, надо жить дальше, поехал поступать в Москву в Литературный институт им. Горького, на отделение драматургии.
 
К окончанию института он имел огромное количество контактов в творческой среде, друзей, поклонников – к нему тянулись, в него верили. Начали звать на тематические «посиделки», потом на разного рода семинары и фестивали. Он считает, что не меньше самого института ему дал фестиваль «Любимовка», названный так по месту, где располагалась когда-то дача Станиславского, ставшая, по сути, театральной лабораторией. Сюда приезжали не только драматурги. Здесь собиралась театральная Москва, читали пьесы, разбирали, спорили, соглашались и не соглашались. Здесь когда-то Чехов удил рыбу на Клязьме…
 
Было еще Щелыково, усадьба Островского, здесь состоялся дебют Вадима уже как сложившегося драматурга – читали его «Парк культуры им. Горького», следом – публикация этой пьесы в альманахе «Сюжеты»…
 
Дома, в Тольятти, его ждали. И хотя он какое-то время жил в Самаре, предложили руководить театром-студией «Талисман» на Голосова, 20. Здесь же на базе студии проводился поэтический фестиваль «Майские чтения», Вадим предложил расширить рамки – фестиваль стал литературно-театральным. Вскоре о нем заговорили, сюда с удовольствием стали приезжать творческие люди из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, других городов Поволжья, а потом из разных концов России. Он хотел – и у него получилось – показать, что театр может быть разным, не ограниченным лишь теми формами, с которыми тольяттинцы уже были знакомы. Собственно, и «Колесо», и ТЮЗ, а потом и МДТ охотно поддерживали с ним контакт, участвовали в фестивалях, звали к себе.
 
Именно тогда появилась группа молодых авторов, ставшая ядром тольяттинской «Новой драмы», – братья Вячеслав и Михаил Дурненковы, Юрий Клавдиев, Кира Малинина. Что, помимо географии, объединило их? Почему возникла именно тольяттинская «Новая драма» – термин, прижившийся в театральных кругах? Вадим Леванов отвечает на этот вопрос так: «Мы все пели гимн своему городу. Это слово – гимн – не должно вводить в заблуждение. Это не «новый сладостный стиль», ласкающий ухо. Это гимн городу контрастов, городу энергичных людей, городу непростых явлений».
 
Провинция. Можно слышать пренебрежение к тем, кто родом из глубинки, но ведь давно известно: столичный град жив именно провинцией и не только в материальном плане. Самые смелые идеи, самые оригинальные решения рождаются в провинции – многообразной, непростой, тянущейся к прекрасному, пожалуй, энергичнее, искреннее, восторженнее, чем столицы. Объективно обладая центростремительной силой, эти идеи находят свою реализацию где-то в центре, а потом чаще всего возвращаются в ту же провинцию как столичный продукт. Тольяттинские драматурги («удивительный феномен, всплеск, лавина талантов, уникальное явление» – не жалеют восторгов критики) были признаны именно как тольяттинские, хотя пишут они не только о своем городе и ставят их пьесы в лучших театрах мира. «Новая драма» в Тольятти приобрела международный характер. О ней уже написаны исследования, дипломные и научные работы, в крупнейших вузах изучают творчество наших ребят.
 
Вадим Леванов востребован. Его пьесы ставят в столицах и за рубежом. Его регулярно приглашают во Францию, там когда-то издали его первую книгу. Охотно ставят в Прибалтике. Для жителя Петербурга афиши с именем Леванова стали привычной деталью. В Александринском театре второй год при полном аншлаге идет его «Блаженная Ксения Петербуржская». Вадим Леванов написал пьесу в виде иконописных клейм – очень коротких новелл. Пьеса обращена к истории реальной женщины, жившей в Петербурге в середине XVIII века, к судьбе Ксении Григорьевны Петровой, которая, внезапно лишившись мужа, умершего без покаяния, решила подвигом самоотречения, приняв обличье покойного и продолжив его жизненный путь, отмолить его бессмертную душу. Здесь же в Александринском театре идет и «Гамлет», которого режиссер Валерий Фокин попросил Вадима адаптировать к современности, «перевести» на тот язык, на котором мы говорим.
 
Сегодня Вадима как никогда занимают дети. С участием британских деятелей культуры несколько лет назад в России стартовал проект Class Act. Дети пишут маленькие пьесы о своей жизни. С учетом того что в творческом процессе принимают участие дети из «горячих точек», все это приобретает особое значение. Детские пьесы все без исключения должны быть представлены в рамках проекта. Юные авторы здесь имеют право участвовать и высказываться наравне со взрослыми. Нет, даже не так, дети имеют здесь преимущество перед взрослыми в отстаивании своей точки зрения.
 
Для Вадима Леванова, для его отношений с окружающим миром особое значение имеет тема, которую он разрабатывает сегодня, – «Житие протопопа Аввакума». В чем-то этот исторический персонаж совпадает с реальным, ныне живущим тольяттинцем. По своему пафосу, и не только религиозному…
 
Леванов Вадим Николаевич
Прозаик, драматург, режиссер. Член Союза российских писателей, Союза писателей Москвы
 
Родился в 1967 году в городе Тольятти Куйбышевской области
1984 – окончил тольяттинскую среднюю школу № 13
1984–1987 – учеба в Куйбышевском государственном институте культуры на отделении театральной режиссуры
1986–1988 – принимал участие в организации и деятельности Куйбышевского Молодежного театра.
1990–1991 – помощник режиссера в Тольяттинском профессиональном театре-студии ВАЗа
1993–1998 – учеба в Литературном институте им. Горького (Москва) на отделении драматургии
2001–2007 – художественный руководитель Театрального центра Голосова-20, город Тольятти
1999–2007 – в качестве арт-директора занимался организацией и проведением международного фестиваля драматургии, театра и современного искусства «Майские чтения» в Тольятти, а также был редактором одноименного литературного альманаха
 
Автор более тридцати пьес, а также киносценариев, рассказов и эссе. Пьесы публиковались в журналах: «Сюжеты», «Современная драматургия», «UBU» (Франция), «Ставрополь-на-Волге – Город Тольятти», «Самара», «Самара и Губер-ния», альманахе «Майские чтения», вестнике «Драма Поволжья», журнале «Missives» (Франция), коллективных сборниках «Одинокий русский писатель», «Театр.DOC», «Ночь с театром» и других
 
Пьесы ставились в Москве, Тольятти, Санкт-Петербурге, Нанси (Франция), Екатеринбурге, Элисте, Липецке, Белгороде, Ди (Франция), Саратове, Клайпеде (Литва), Ханты-Мансийске, Гиссене (Германия) и других городов
 
2002 – лауреат премии губернатора Самарской области для людей с ограниченными возможностями
2004 – лауреат премии «Хрустальная роза Виктора Розова», город Москва
2007 – лауреат премии драматургического конкурса «Евразия», город Екатеринбург.
 




На главную/ Общество  / Не стало Вадима Леванова

Copyright © 2005—2007 ЗАО «Пресс-Волга»
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пресс-Волгу» обязательна.
Телефон редакции: 8 (927) 768-28-44. E-mail: .
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.