«Самое любимое» на сцене филармонии

Константин Райкин ворвался в мою жизнь татарином Каюмом из фильма «Свой среди чужих…».  Для меня школьника в этом персонаже было удивительно все: и мимика и жесты и манера двигаться и разговаривать, экспрессия и напор, правда и ложь, Инь и Янь.  Все это — Константин Райкин.

Концерт в филармонии начался голосом артиста из-за кулис и его необычным выходом на сцену. Райкин хромал на правую ногу, давала о себе знать травма, полученная в Тобольске. Несмотря на это, Константин Аркадьевич выглядел значительно лучше, чем на приветственном видео, записанном для тольяттинцев. Искренне пообещав зрителям, что они не заметят его нездоровья, Константин Аркадьевич начал с комплимента публике, пообещав раскрыть секрет слов о «лучшей части города» в конце спектакля.

Райкин начал выступление стихами Давида Самойлова. И это неслучайно. Поэт является автором книги «Над балаганом — небо. Поэзия и театр». Также назвал свой моноспектакль и Константин Райкин. Хотя в первых анонсах зрителей приглашали на «Самое любимое». Начало спектакля было в духе артиста — неудержимые жесты, мимика, голос. А вот сравнения артиста с доном Карлеоне, мой монопод не выдержал и громко упал на пол. На тишину и неловкость в зале Константин Аркадьевич отреагировал просьбой держать себя в руках при виде Великих. Зрители шутку оценили.

А спектакль шел своим чередом. Давида Самойлова сменил Николай Заболоцкий. Райкин акцентировал внимание слушателей на трагической судьбе поэта. Надо отметить, что на протяжении вечера артист несколько раз делал акцент о горькой, какой-то вселенской несправедливости в судьбах русских и советских поэтов. Этим словам нашлось место и для Николая Рубцова и Осипа Мандельштама. Но стихи в исполнении Константина Райкина разрушали нотки трагизма, надежда еще оставалась, надежда живет. Голосом артиста до нас достучались с небес и Рубцов про зайца и Самойлов о чете Цыгановых и судьбе царя Александра-Федора Кузьмина, и Мандельштам с «Белее белого лицо твоё…». Цунами эмоций и чувств падали со сцены в зрительный зал, утопая в аплодисментах и криках «Браво».

«Над балаганом — небо» завершилось классикой. Стихи Лопе де Вега и Александра Пушкина, Райкин пусть и «перетянул» вновь строчки Великих словами об отношениях власть — Поэт, однако всем было понятно, что история все же расставила все по своим местам. И власть и Поэтов. До нашего времени добрались только последние.

Складывалось ощущение, что Райкин что-то недоговаривает. В зале многие видели выступление руководителя «Сатирикона» на съезде СТД в октябре прошлого года. Райкин сказал о цензуре и критиковал чиновников. На вечере в филармонии был другой Райкин — Артист. А в гримерке он — обычный человек. Это Настоящее. Это его. Власть здесь в роли наблюдателя. И это правильно. Всему свое место.

С момента моего телезнакомства с Константином Райкиным прошло чуть более 40 (!) лет. Каюм не меняется. Тот же напор, та же бешеная энергетика, та же подкупающая искренность (по отношению к ситуации). Для Райкина, все, за что он не берется — «Самое любимое».

PS. По словам Константина Райкина в театры и филармонии ходит не больше 10% жителей городов, где есть театры. Это лучшая часть горожан, считает артист.