Пресс-ВолгаПресс-Волга
Пресс-Волга
Читайте также...
5 декабря 2018, 11:25
В Самаре откроется выставка невероятных рекордов и фактов «Веришь или нет»

28 ноября 2018, 20:12Важно!
29 ноября: неблагоприятные метеоусловия

26 ноября 2018, 16:46
На дорогах Тольятти работает 39 единиц снегоуборочной техники

25 ноября 2018, 21:24
Бесславный уход в небытие — не приемлем! Документы проекта «ПОИСК»

25 ноября 2018, 21:11
Выявили лучших. Подведены итоги конкурса «Навстречу переменам»

24 октября 2018, 19:42
В Тольятти открывается фотовыставка «Моя семья»

27 сентября 2018, 21:07
Дыхание оперившихся. Просьба о свободе

25 сентября 2018, 14:16
Радиации на «Фосфоре» не обнаружили
Замеры радиационного фона на территории ОАО «Фосфор»

15 сентября 2018, 13:56
Вопрос юристу по гражданскому делу об обязанности оплаты долга заемщика по договору поручительства

15 сентября 2018, 13:54
3 лучших соцсети для изучения английского

21 марта 2018, 14:42

Кузьминов вслед за литераторами раскритиковал образовательные стандарты МинОбра

 

ПРЕСС-ВОЛГА
 

Предлагаемые Минобрнауки новые образовательные стандарты устарели с точки зрения современной науки, заявил Ярослав Кузьминов. Накануне с критикой проекта выступили около 500 учителей литературы

Ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов раскритиковал проекты федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для школы.
 
Напомним, ФГОС разработаны минобром страны для начальной (с первого по четвертый класс) и основной (с пятого по девятый класс) школы. Проекты ФГОС устарели с точки зрения современной экономической науки, а предлагаемый стандарт изучения истории написан небрежно, об этом ректор ВШЭ написал министру образования и науки Ольге Васильевой 19 марта. 

Аббревиатура ФГОС хорошо знакома учителям, по этим стандартам идет образовательный процесс в российской школе, вузах и колледжах. Зимой 2017 года Владимир Путин поручил правительству систематически обновлять содержание общего образования «на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий». Стандарты обсуждались и разрабатывались весь 2017 год.

По мнению Кузьминова проект ФГОС нуждается в доработке. В нем нет специальных требований к изучению предметов на углубленном уровне. «В требованиях к учебным планам возможность углубленных курсов не раскрыта. Значит ли это, что стандарт не дает возможности углубленного или ускоренного освоения образовательных программ?» — спрашивает он в письме.

Кузьминов отмечает, что Минобрнауки хочет отказаться от проверки метапредметных знаний школьников после девятого класса во время государственной итоговой аттестации (ГИА). К ним, в частности, относятся критическое, творческое и аналитическое мышление и т.д. В проекте нового стандарта, в главе, касающейся оценки результатов, министерство заменило словосочетание «планируемые результаты», которые включают в себя и предметные, и метапредметные результаты, на «предметные результаты». «Следует ли из этого, что метапредметные образовательные результаты исключены из перечня подлежащих оценке?» — уточняет ректор.

Некоторые понятия, которыми описываются индивидуальные результаты учащихся по итогам обучения в основной школе, не отражены в серьезных научных трудах и теоретически, и экспериментально не обоснованы, отмечает Кузьминов. Это, в частности, «социально значимые понятия», «субъективное и историческое время», «чувство личности» и «внутренняя позиция личности», указывает он.

Ректор ВШЭ обращает внимание на «небрежность» проекта ФГОС по истории. «Некоторые личности указаны с инициалами, а некоторые нет», — отмечает Кузьминов. ФГОС по некоторым другим предметам устарели с точки зрения современной науки. Например, используемые в новых образовательных стандартах понятия «производительный и непроизводительный труд» Кузьминов называет «конструктом советской политэкономии». Он хочет провести более тщательную экспертизу ФГОС, сообщил ректор РБК.

В пресс-службе Минобрнауки сообщили, что замечания Кузьминова уже изучены и ответ на них будет дан в ближайшее время. Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимир Мау рассказал РБК, что также видел ФГОС.

Говоря о метапредметных результатах, Мау отмечает, что они есть в проекте ФГОС и прописаны гораздо понятнее, чем в действующей редакции. Но инструменты оценки таких результатов не разработаны. «Новые стандарты — хороший повод заострить этот вопрос и приступить к разработке инструментария по оценке метапредметных результатов, тем более что многие из них лежат в одной плоскости с модными сейчас soft skills (комплексом навыков для успешного участия в рабочем процессе, высокой производительности, не связанных с предметными знаниями. — РБК)», — указал он.

Мау считает, что нужно сохранить понятия «производительного и непроизводительного труда». Они исследовались на протяжении всей истории экономической мысли, включая работы Аристотеля и Адама Смита. При этом Мау утверждает, что во ФГОС не хватает других важных понятий, в частности понятия ВВП, инвестиции, спроса и предложения, занятости и безработицы, акций и облигаций и др. «Все это нетрудно откорректировать», — считает он.

В понедельник, 19 марта, около 500 учителей литературы, методистов и преподавателей вузов выступили с критикой предложенных Минобрнауки новых образовательных стандартов. Гильдия словесников (основанная несколько лет назад ассоциация филологов) потребовала отказаться от предложенного жесткого распределения художественных произведений по годам обучения и невариативного списка литературы. «Ведомство своими действиями перечеркивает логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия, <…> попирая основы закона об образовании и те академические свободы, которые определены школам», — говорится в заявлении гильдии.

Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов назвал новые ФГОС «стандартами юрского периода». «Если их примут, ученики будут завалены опытом прошлого и набором готовых рецептов».

В министерстве заявили, что рассматриваемый проект ФГОС позволит «обеспечить не номинальное, а реальное единое образовательное пространство». «Излишняя вариативность» программ, которую защищают учителя литературы, увеличивает нагрузку на ребенка, например, при переходе из одной школы в другую, отметили в министерстве.

Тем не менее Минобрнауки перенесло заседание, на котором должно было состояться утверждение изменений школьной программы, на 21 марта.
 




На главную/ Общество  / Кузьминов вслед за литераторами раскритиковал образовательные стандарты МинОбра

Copyright © 2005—2007 ЗАО «Пресс-Волга»
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пресс-Волгу» обязательна.
Телефон редакции: 8 (927) 768-28-44. E-mail: .
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.