Пресс-ВолгаПресс-Волга
Пресс-Волга

Passport

Логин
Пароль

Юрий Целиков: План развития АВТОВАЗа – это увлекательный научно-фантастический роман

В гостях Ставропольского клуба журналистов экс-директор Международной ассоциации дилеров АВТОВАЗа Юрий Кузьмич Целиков. Наш гость ответил на вопросы читателей «Пресс-Волги» и присутствующих журналистов.

27 апреля АвтоВАЗ презентовал план стратегического развития до 2020 года. Выразите своё отношение к этой программе.
Юрий Кузьмич Целиков. План стратегического развития я читал ещё в «черновике».  Это увлекательный научно-фантастический роман, « причёсанный» людьми, которые умеют за деньги делать  дипломы, диссертации и «бизнес-планы». Такое складывается  впечатление.  Всё написано чётко, грамотно, но нет ощущения, что всё это будет выполнено.  Там выпал блок по  участию в реализации планов коллектива завода, по  работе с кадрами и по искоренению системы «вахтового» управления «динозавром автопрома», как  иногда называют ВАЗ.

Уникальнейший станок, единичный в России по своим возможностям, размерам и точности, и конечно цене, закупленный в Германии и установленный в цехе ПТО, был по приказу руководство искусственно состарен (сварочным аппаратом наделаны риски на рабочей плите и рельсах, и списан не как станок с большой амортизацией (выработка реально около 1%), и даже не как высоколегированная сталь, а как металлолом самой низкой категории, по цене стружки чугуна. Где всплывёт этот станок стоимостью в сотни миллионов. Проданный за несколько тысяч. Ну конечно не во вторчермете.
Полностью вывозят станки и оснастку с ПТО оставляя пустые цеха. Куда уходит оборудование? Где прокурорские расследования, кто ответит за произвол и грабёж?
ЮЦ.
Этот вопрос уровня вице-премьера России. Мне сложно отвечать на такой вопрос. Я не видел этот станок, не знаю, куда его отправили. Я поспрашиваю в совете ветеранов о том, кто что знает. Если станет известным, то можно поднять этот вопрос в прессе. Я никогда  не выдавал информацию, если это не подтверждалось на 100 %.

Юрий Кузьмич, некоторые производства выделяют в отдельные фирмы. Это делается для того чтобы сократить персонал под предлогом нехватки заказов? Ведь автокомпоненты теперь будут поставлять иностранные фирмы.
ЮЦ:
Частично это делается для того, чтобы получить привлекательную картинку по  росту производительности, сконцентрировав производство только на линии сборки, сварки, окраски. Так считают  многие  «вахтовики» из Москвы. Так работают в России все  «отверточные» фирмы , чтобы «прокукарекать» о том, что  собирают автомобили примерно столько, на одного работающего, сколько и  в Европе. Для этого делаются все эти «камуфляжные» действия. Они хотят показать всему миру, что с их приходом повысилась производительность.

Юрий Кузьмич, зачем вы уволили Максима Нагайцева? Кого собираетесь пропросить еще с работы руководящих постов на заводе?
ЮЦ: Вот этот миф распространяется на заводе уже четвёртый год. Я считаю, что это случайные совпадения. Стоило мне дать несколько интервью «Новой газете» о том, что ВАЗ – это трамплин для предвыборной гонки. . И вдруг,  «семимесячный» ген.директор И. Есиповский уходит, а потом  ушёл «восьмимесячный»  Президент  общества с ограниченной ответственностью»Управляющая компания «ГРУППА АВТОВАЗ»,осуществляющий полномочия единоличного исполнительного  ОРГАНА открытого акционерного общества «АВТОВАЗ» В.Артяков .  На  «дистанционный метод» управления В. Артяков тратил колоссальные суммы денег,  создав управляющую компанию в Москве и  единоличный исполнительный орган. Тогда я написал эпиграмму:

«Генеральный был глава.
Власть имел он, и права,
А теперь у нас, увы,
Орган вместо головы».

Когда они создали торговый дом в Москве, я тоже писали, что – это «Дурдом-2». Зачем  «москвичам» это нужно, если  в Тольятти есть «ЛадаСервис» с этими же функциями? Неужели это для отмыва денег, для того, чтобы устроить своих родственников в Москве? Снова  многомиллионные затраты. Через некоторое время  все это они отменяют. Деньги  вазовские пропали…
Через несколько дней  после назначения М.Нагайцева, вице-президентом по маркетингу и продажам он меня пригласил сам. Я был у него в кабинете и я ему сказал: «Уважаемый Максим Валерьевич! Я знаю, что вы  умный, быстросхватывающий любую проблему человек. Прекрасно владеете русским, английским и нецензурным языком. Но у Вас и Ваших товарищей есть  крупный недостаток. Если Вы от него не избавитесь, то скоро я увижу на Вашем месте другого руководителя». Он спросил: «Какой недостаток?» «Вы все, не умеете работать с документами на производстве, где выпускается массовый продукт. Поточно-массовое производство требует совершенно другого подхода».
Например, когда одному   вице-президенту  позвонили и сказали, что из-за отсутствия  нескольких  комплектующих может  остановиться главный конвейер ,тот ответил:  «Пишите докладную и будем разбираться». Когда мне это рассказали, я не поверил. Разве могло такое быть при В.Полякове, А. Житкове или В.Исакове? Прежде всего, нужно решить вопрос ,например, взять детали с Центра запчастей. Конвейер останавливать нельзя, это убыток. Разбираться можно потом. А тут, пишите докладную…
Я знаю документы, которые ходили месяцами. Их теряли, потом  восполняли. Сейчас  работает программа утилизации.  Мне рассказал один специалист, они вылетают от завода в командировку без утверждённых документов. Люди выехали, а документ не утвержден, потому что на заводе его некому подписать. Комарова нет, Лобанова нет, другие вице-президенты на себя ответственность не хотят брать. Они требуют согласования всех документов и посылают своему начальнику управления, тот начальнику отдела, затем начальнику бюро, который  посылает  рядовому специалисту для того, чтобы  это  было прочитано  и появилась первая  виза. Собирают визы десятками.

А разве в лучшие времена АвтоВАЗа так не было?
ЮЦ:Так не было до В.Каданникова, который начал  укреплять систему по визовому сбору. Кадры Бориса Березовского — Н.Глушков и Э.Норов  увеличили количество «виз» на документах в три раза по сравнению с периодом руководства В.Исакова.  Для  В. Полякова было достаточно  2-3 визы и всё, а иногда и одной визы хватало. В. Поляков сам следил за этим. За последние 4 года  знаю договор, где около 100 виз собрали. Этот договор по поставкам СИЗ (средствам индивидуальной защиты). Мне показывали этот договор.

В свое время на «Москвич» пришло «Рено». Перестали выпускать «Москвич». На месте завода находится «Автофрамос» (делает «Логаны»). Лужков тогда сыграл на руку французам. Артяков и Пушков поступают так же. Вам не кажется что такая же судьба ждет АВТОВАЗ? Что надо сделать, чтобы так не произошло?
ЮЦ: «Москвич» перестали выпускать до «Рено». Завод был в гораздо более худшей ситуации, чем наш завод. Там нужны были несопоставимые вливания. Если не «Рено», то кто-то должен был придти ещё. Спасти «Москвич» было практически невозможно. АВТОВАЗ ждет трудная ,но счастливая судьба,если с ВАЗа  уйдут  непрофессионалы автопрома. Как только спецы по внешней разведке  займутся своими прямыми обязанностями  и покинут совет директоров АВТОВАЗа,то дела пойдут на поправку быстро.

Что будет выпускать АВТОВАЗ после 2012 года? Собственных автомобилей не будет?
ЮЦ: Я верю в то, что Волжский Автозавод будет выпускать собственные автомобили. Будет он, может быть, выпускать и «Евро-Копейку». Этой моделью завод  занимался  еще  лет десять назад.

На рубеже 60-х – 70-х годов начали делать «Фиат-124». Тогда это было хорошо. Сейчас пришёл Ниссан и мы начинаем его делать. Почему сейчас это плохо?
ЮЦ: Это не плохо, это хуже, чем могло бы быть. Если бы мы снова завязались с «Фиатом», а не с «Рено», тогда затраты на возрождение российского автопрома были бы намного ниже. Вот еше эпиграмма:

На генном  уровне «Фиат» заводу ближе,  
Но«чемезафия» вдруг снюхалась  с «Рено».
Летает наш завод фанерой над Парижем,
И может  скоро даже  плюхнуться в…( на дно).

«Рено», придя к нам, повлекло за собой сумасшедшие затраты по переработке всей документации. У итальянцев не проще, но было уже привычно, по-своему. Чтобы от негра сделать белого ребёнка нужно 2-3 поколения семейных отношений. Сначала метисы будут. Вот  тут приблизительно то же самое.
При  влиянии «Рено» остановили первую нитку конвейера. «Фиат» бы так никогда не сделал. Это все равно, что разрезать и оставить пациента на операционном столе, а потом  сказать: «Ну, ладно, хирурги идут думать, ассистенты едут  за лекарствами и другим инструментом, а больной  пусть полежит». Сейчас завод, как тот пациент. Подключают аппараты искусственного дыхания за счёт налогоплательщиков, правительство выделяет  деньги на  лекарство. Первая нитка стоит, а мы могли бы сейчас выпускать «классику» под потребность. Очередь на наши «пятерки» и «КАЛИНЫ» многомесячные.

Несколько лет назад в Елабуге возникло СП, где собирают Фиаты. Почему у них получилось?
ЮЦ: Как у нас начали с нуля, так и у них в Елабуге. «Фиат» был конкурент «Рено». «Рено» до сих пор не может забыть обиды. Если вы помните,  было два претендента на контракт с СССР. Это вы можете  узнать, если прочитаете прессу тех лет.

Юрий Кузьмич, почему ВАЗ как-то скоропостижно скатился до нынешнего состояния? Когда завод окончательно перестанет существовать?
ЮЦ: ВАЗ окончательно перестанет существовать только тогда, когда все вулканы на земном шаре начнут «работать», когда солнце скроют от нас. Вот только тогда и перестанет  ВАЗ существовать. Пока жива Россия, автозавод будет жить. Я в этом не сомневаюсь. Почему мы скатились так быстро? Перечитайте в интернете все мои интервью с 2005 года и мои эпиграммы.

Есть мнение, что на собрании акционеров «Рено» увеличит долю акций, таким образом, получит власть над заводом.
ЮЦ: Это вопрос к двум головам на гербе России. Они смотрят в разные стороны, но друг друга не клюют. Этот вопрос имеет под собой основание, потому что наш завод уже один раз продали и этот миллиард долларов затерялся в карманах высокопоставленных чиновников России, через «Тройку-Диалог» и  кипрские оффшоры. ВАЗ всегда был недооценённым.  Вторая продажа  доли ВАЗа была  через заграничную  дилерскую сеть.  Сеть теперь надо бы вернуть ,вернее надо создавать зарубежную сеть заново, а это ужасно дорого. . Теперь проводится третья предпродажная подготовка. Французы, как известно, мечтали о контрольном пакете. Теперь они нас  на рынке опустили.  Можно провести доп. эмиссии, размыть  доли акционерного капитала  и тогда за это можно искать новую кандидатуру на награждение   Орденом Почётного Легиона , как  недавно наградил этим высшим орденом Франции Президент Николя Саркози  нашего генерал-полковника С.Чемезова. Пока  Совет Директоров АВТОВАЗа возглавляет  человек, думающий  не о Родине, а прежде всего о себе и  играющий на биржах, человек, склонный к  законному зарабатыванию денег в финансовых пирамидах. Также  честно и законно зарабатывает на ВАЗе член совета директоров   В. Артяков. Сейчас все зарабатывают «законно»,  тем более ,что законы  принимают  люди из партии власти,признающие ,что уровень коррупции  в наши времена  пугающий. Что ж поделать, если   «Борцам с коррупцией  вручаются медали от имени…коррупционной вертикали».
Завод несмотря ни на что будет жить. 1 августа 2010 года  будет  40 лет, как  начался  массовый выпуск  автомобилей  ВАЗ-2101.Жизненный цикл завода,по словам В.Полякова, определялся как раз в 40 лет. Чтобы жить дольше, надо было по чёткому плану модернизироваться, реконструироваться.Третий ген.директор ВАЗа В. Исаков будучи тогда главным механиком завода прекрасно понимал, что необходима реконструкция. И завод на долгое время себе продлил жизнь. В принципе, лет 10 завод еще мог бы выпускать то, что выпускает, с учетом выполнения требований евростандартов. И народ бы покупал. Главное, не вылезать из этой ценовой ниши в 4000-8000 долларов. Если мы вылезаем из этого коридора, то мы не конкурентно способны. И правы те, кто кричит, что мы выпускаем плохие автомобили по той цене, куда нас загоняет фирма «Рено», куда нас загоняют московские расточительные менеджеры-временщики. Нас искусственно вытягивают из нашей ценовой  ниши. Вот только теперь  И.Комаров сейчас пытается  как-то удержать нас в этой ценовой нише. Пока  сдерживая  повышение цен.  Нужна жесточайшая  экономия во всем и ,прежде всего, нужно БЕРЕЖЛИВОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

Я слышал, что из нынешних 72000 человек собираются уволить 30000. Судьба их туманна. Уволят, не уволят?
ЮЦ: Это ложная и вредная информация. 40000 на заводе нужно только для осуществления финишного цикла выпуска автомобилей. Близко к  западным технологиям. Отбросить ПТО, инструментальное производство, металлургов. Это перекликается с  реорганизацией ,связанной с дочерними предприятиями. Другое дело, если бы вы сейчас подчистили блатных, родных и знакомых, особенно московский аппарат – балластный. Отменили бы методику вахтового управления заводом. ВАЗом должны управлять люди, которые тут собираются жить семьями. При нынешней ситуации рискованно можно убрать 8000-10000 человек, но это уже предел. Пойдёт необратимый процесс. Нельзя разрушать ту технологию, ту структуру, которая уже сложилась.
Например, ещё В. Артяков предлогал перевести производство «Калины» на главный конвейер, а на том месте, где её сейчас собирают производить иномарки. «Рено» сейчас реанимирует эту идею. Как я говорю, РЕНОнимирует. Это колоссальные, ненужные затраты и мы тогда угробим качество «Калины», если  «уведем» автомобиль на сборку по технологии прошлого века. потому что  корпус строился  специально под «КАЛИНУ»  под европейские технологии.
Я бы предложил тольяттинским журналистам опробовать  «Логан» и «Калину» на полигоне в Сосновке. По бездорожью, по гальке, по гравию, по бордюрам. Заправляться на одних и тех же заправках. Бензин, масло, охлаждающие жидкости и т.д.  все одинаковое.

Нам в Тольятти
Всё равно, что Калина
Что «Рено».

Только «Калина» нам всё-таки поближе. Я уверен, что в этих сравнительных испытаниях ещё неизвестно что мы получим.

Есть 2 дочерние компании АвтоВАЗа, «АвтоВАЗ – Перспектива» и «РеформингСпецЦентр» на которые Путин выделил 4 млрд. 200 млн. рублей. Основная часть этих средств должна была идти на оплату тех, кто переходит на эти дочки. На этой неделе выяснилось, что 2 млрд из этих денег остались свободными. 30% из тех, кто должен был перейти, отказались. Почему так произошло?
ЮЦ: Я могу только предположить одно, что доверие к руководству завода, города, государства в Тольятти стремительно падает. Когда человек не доверяет, он начинает принимать самостоятельные решения. Хотя можно  сказать Путину «Спасибо» за ту сумму, которая  была выделена и страховала от возможного перекоса. Но  народ в большинстве своем  уже не верит. Скорей всего у каждого отказавшегося  перейти  к «дочкам»  может быть  своя «семейная» причина.  Некоторые считают унижением стоять с метлой и делать вид ,что работают. Я лучше пойду найду другое место, но с совестью буду в ладах. Некоторые не пошли, потому что видят в этом кратковременную акцию. Не знаешь, когда тебя используют и где. Эта схема для «бархатного» сокращения подходит. Точно также делал и Каданников, кода требовалось некоторое сокращение численности. Обычно при переходе, процентов 20 людей – консерваторы. Они не хотят на новое место и рассуждают:» Лучше я получу деньги, хоть какие-нибудь, но  я больше с этой конторой иметь дело не могу».

Опишите одним словом то, что ВАЗ избавился от своей социалки.
ЮЦ: ОШИБКА! Это нужно делать, но это сделано неправильно. Не по-человечески. Нужно было принять законодательные нормы по переходу капиталистическую систему. Нужно было растянуть этот период перехода лет на 5-7. Социальная система ВАЗа – прообраз будущего общества. К этому придёт ещё и капитализм, если его не сметет народ. Лучше всего обеспечит социальные потребности  то предприятие, на котором ты работаешь.

Когда отдавали социалку, начали считать сколько тратиться. Насколько социалка увеличивает стоимость одного  автомобиля, помимо расходов на болты, гайки?
ЮЦ: Я думаю, что затраты на социалку  составляют не менее 5% . 

Какова судьба НТЦ и «технического музея ВАЗа»?
ЮЦ: Я поражаюсь, как С.Чемезов не догадался сделать из музея площадку для продажи оружия. Тут можно делать такие «бабки»! НТЦ – мечта всех фирм. На полигоне в Сосновке можно  приземлять «Шаттлы» и «Бураны». До сих пор, что-то они не додумкали.  НТЦ сохранится при любых  собственниках.  Технический музей  имеет прекрасное «туманное» будущее.

Ваши пожелания нашим читателям.
ЮЦ: Иметь бесконечное терпение и не терять чувства юмора. Любить своих близких, прежде всего близких. Весь мир любить легко, попробуй полюбить своего племянника. И читать ваше издание. Спасибо.








0Список вопросов [8]


Юрий Кузьмич Целиков на заседании Ставропольского клуба журналистов. Фото Наталья Карпова

Страницы:  1   2  



На главную/ Прямая линия

Copyright © 2005—2007 ЗАО «Пресс-Волга»
При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Пресс-Волгу» обязательна.
Телефон редакции: 8 (927) 768-28-44. E-mail: .
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.